МОРСКИЕ СЕМИТЫ. МОРЕХОДЫ. ПИРАТЫ. ТОРГОВЦЫ. СТРОИТЕЛИ
Солнце светит всем. Заря цивилизации. Петроглифы Тассили
Фрагменты истории
Часть 1. МЕСОПОТАМИЯ. ФИНИКИЯ и ДРУГи и ДРЕВНИЙ ПЕРИОД. (БРОНЗОВЫЙ ВЕК)
Такие были времена - вокруг одни семиты
Фрагмент 1-й. ВСТУПЛЕНИЕ. СУДЬБА БЫТЬ ПЕРВЫМИ. ЮМОР
Немало написано о семитах, евреях - мореходах, флотоводцах, каперах, пиратах, причём этот статус мог меняться по обстоятельствам. На волнах шестого (или седьмого) "океана Интернет" есть островки, даже не собранные в архипелаг, где бы рассказывалось, хотя бы очень кратко, история бурной деятельности морских семитов - пиратов и торговцев - о финикийцах, месопотамцах и и*бри/евреях. Возможно, предлагаемые Фрагменты-эссе помогут восполнить этот пробел на морской карте истории, даже если история, как "жизнь", всегда отличается от той "истории", которую о ней рассказывают.
В данной работе используется Комплексный синтез-логический Метод изучения искусственных социальных систем, как способ составления мозаичных изображений- "картинок" для заполнения Координат Исторического пространства соответствующей информацией.
Жизнедеятельность людей происходит в Историческом пространстве, где Координаты соответствуют географическому, - физическому, - климатическому положению и состоянию, уровню материального, культурного, духовного развития во времени происходящих событий и процессов.
В источниках часто пишут о миграциях древнейших племён в доисторические времена 40-20 тыс. до н.э., при это обозначая пути миграции через непроходимые природные препятствия - моря, джунгли, горы...Однако здесь это не обсуждается.
Предлагаемые ФРАГМЕНТЫ рассматривают иные Координаты Исторического Пространства (КИП): с начала опустынивания Сахары, т.е. превращения цветущих земель, наполненных жизнью людей, птиц и животных, включая слонов и гиппопотамов. Обилие воды и еды привело к росту численности населения и возникновению дефицита еды и воды. Появление и увеличение с нарастающей скоростью пустыни Сахара этот дефицит увеличивало и стало мощным стимулом миграции. Начало этого процесса произошло примерно в 6 тыс. до н.э.
ВСТУПЛЕНИЕ. СУДЬБА БЫТЬ ПЕРЫВМИ
О ЛЮДЯХ. Семиты, известные в истории с 7-го тысячелетия до н.э., жившие в цветущей тогда Сахаре, развиваясь и возрастая в численности, двигались на восход, на восток. (Некоторая часть ушла на запад от Сахары). Увеличение пустыни Сахары ускорило процесс миграции, и семиты, покинувшие Северную Африку, пройдя Суэцкий перешеек, соединяющий Африку и Азию, двинулись в разные стороны. (Исключение составили племена, которые остались в Сев. Африке в плодородной долине Нила- будущий Др. Египет- или двинулись на юг, заполняя пространство между Верхним Нилом и Красным морем- царство Куш- до Африканского Рога (совр. Судан, Эритрея, Джибути, Сомали). С этого времени они стали расселяться, осваивать новые земли.
Их племена в зависимости от разных новых условий вели свой, отличный от других образ жизни. Они занимались разного рода деятельностью. Одни вели кочевой образ жизни, отлавливали, одомашнивали скот, пасли стада, научились делать молочные продукты. Другие занимались земледелием, выращивали различные злаковые культуры, плодовые, виноград и многое другое. Появились и такие, которые могли заниматься разного рода ремёслами, производя продукцию, необходимую всем. Плоды их труда становились предметом обмена, так появилась торговля (вначале меновая). Важно заметить, чтоязык семитов когда-то, в начале миграционного процесса общий, так же, как и генетика, стал со временем изменяться и различаться у разных ветвей семитов и у отдалённых пространством друг от друга племён даже одной ветви.
Ещё находясь в Сев. Африке, семиты занимались земледелием, ирригацией, совершенствованием орудий труда и охоты. Работа была медленной и мучительно трудной, но необходимой для выживания. Они учились охоте, рыболовству, строительству плавучих средств. Они двигались на Восход, удаляясь от песков Сахары, подчиняясь стремлению, ставшему спасительным, в поиске новой пресной воды и еды, они были неукротимы в своём движении вперёд. Они научились делать запасы воды и пищи. Все, что встречалось на пути, становилось предметом изучения с целью возможного использования в будущем. Орудиями у них были камни, обработанные другими камнями, верёвки, палки и хорошие интеллектуальные способности. Неизвестные таланты научились челюстями зубастых рыб пилить деревья и челюстями крокодила взрыхлять почву перед посевом, а неизвестный гений придумал, как шить дорожную обувь.
Множество из них не выдерживали, умирали, остальные шли вперёд. Так происходил жёсткий естественный отбор. Через многие потрясения, приводящие к мутациям, создавая, накапливая потенциал для прорыва из онтогенеза в филогенез, для нового генетического уровня, нового витка естественного отбора и дальнейшего эволюционного развития. Сотни, тысячи лет люди, будто специально избранные, предназначенные для какого-то небывалого Эксперимента, преодолевали бесконечные препятствия окружающего мира, чинимые дикой природой и погодой, хищниками и собственными болезнями и неумелость.
В своём упорстве люди были одержимы одним неукротимым стремлением - доказать и неоднократно подтверждать своё право на жизнь в этом яростном, бушующем, но загадочно-соблазнительном мире. И они выстояли, выдержали, отдавая свои жизни за каждый год, каждый десяток пройдённых километров пути по земле, впитавшей их кровь, пот и слезы. Они передавали своим потомкам мечты, надежды и обновлённые гены.
С каждыми 3-5 новыми поколениями люди становились всё более живучими: сильными, ловкими, сообразительными - другим не было места, у них не было потомства. Только самый адаптированный продолжал род своего племени. Со временем таких становилось все больше, они стали всё увереннее развиваться, завоёвывая все большие территории, своё место под Солнцем и в будущей Истории. Этих людей потом назвали "СЕМИТЫ".
ПОЯСНЕНИЕ: Термин СЕМИТЫ ("Сыны Сима") ввели в литературу в 1780-х годах немецкие учёные А.Г. фон Шлёцер и И.Г. Эйхгорн.
Тем, кто обосновался на берегах рек, на побережье морей выпала особенная судьба - стать первыми рыбаками и моряками, мореходами. (Да, именно мореходами, потому как настоящий морской человек, моряк не скажет, что корабли "плывут", а непременно "ходят по морю" так же, как "простой люд" ходит по суше. Термин "мореплаватель", обычный в литературе, используют авторы малознакомые с профессиональным языком (сленгом, жаргоном) моряков). Со временем из этих рыбаков-моряков выделились лучшие, кто и стал первыми мореходами, морскими семитами. Им выпала удивительная судьба покорять моря, открытые ими, открывать земли и осваивать их. Это было важно, это было полезно и выгодно, но прежде всего, это было необычайно заманчиво и интерес.
О КОРАБЛЯХ И СУДАХ. С начала появления плавсредств долгое время различий между этими терминами и реальными изделиями не было. Лишь через сотни, даже тысячи лет, когда появилась морская торговля, конкуренция и морские грабители- пираты, отличия кораблей от судов становились все более существенными.
ПОЯСНЕНИЕ. Видимо, уместно напомнить об отличиях в этих терминах: "Корабль" — это плавсредство, предназначенное для ведения военных действий на море и в прибрежной зоне. Конструкция корабля позволяет развивать высокую скорость и размещать вооружение и вооружённых матросов. В отличие от них "Суда" ("сУдно"-ед. ч.) предназначены для перевозки товаров, грузов и пассажиров. Вооружение на судах отсутствует. В данной работе эти термины могут использоваться равнозначно, когда речь не идёт о морских сражениях.
Первые плавсредства были весьма примитивны: плоты или подобия лодок ( в виде обтекаемой формы тела рыбы), деревянные каркасы из тонких стволов или веток, обтянутые шкурами и проч... По мере развития орудий труда, появления инструментов появились лодки-долблёнки одиночные или связанные попарно для плавучести (катамараны). Когда научились рубить, пилить деревья, разделять их, распиливать на доски, брусья, изготавливать детали конструкций корабля, появились специалисты, владеющие изобретёнными ими же инструментами, появились инженеры-конструкторы, создававшие новые модели кораблей, оснащённые парусом, якорем, рулевым веслом, мачтами и т.д... Все это появилось не сразу, это был повседневный тяжкий труд рабочих умелых рук и таланта семитов, зачарованно и обречённо смотревших на сине-зелёные воды, манящие и непредсказуемые... Знания, позволяющие ориентироваться в открытом море, прокладывать курс по карте- навигации- пришло тоже не сразу. На наблюдения, изучение, изобретение, изготовление инструментов и до реализации понадобились сотни, для изобретения некоторых- тысячи лет. Эволюция людей и развитие возможностей в практической деятельности шли одновременно.
Наблюдения, давшие Знания о движении Солнца, Луны, звёзд с использованием самых простых приспособлений, изобретение приборов со временем позволило морякам лучше ориентироваться в море. Даже первая мачта на финикийской лодке отбрасывала тень, и наблюдательный моряк однажды понял, что если сопоставить место и время отхода в море, положение Солнца и тени от мачты, отмечать на палубе изменение их положения, то восстановив эту систему в обратном порядке, можно вернуться в исходную точку. Так появилась возможность выйти подальше в море и вернуться по известному курсу домой. Позже, во 2-м тысячелетии до н.э. появление выходцев из Месопотамии значительно продвинуло морскую науку. Астрономия, астрометрия, новые приборы и навыки позволяли мореходам точно определять своё местоположение в открытом море, совершать походы, пересекать моря вдали от береговой линии, что ранее было невозможно.
Тогда же, изучая побережье, моряки начали составлять морские карты. (Термин "карта" происходит от финикийского "к(х)арт"- так называли особо тонкий и прочный папирус, который изготавливали в городе Библ. (Здесь с названием "карт" произошёл некоторый курьёз, поскольку это слово на финикийском означает "город" изготовитель, а не изделие. Аналогично, свитки, содержащие "Книгу Моисея" были названы Библией- по названию города) Позже так стали называть и изображение местности, нанесённое на папирус, отсюда же и картон). На карты наносилась самая разная информация: береговая линия (абрис), заметные неподвижные предметы на берегу и прибрежных водах (ориентиры): скалы, рифы, мысы, бухты, острова и расстояния между ними; промеры глубин, подводные течения и водовороты; направление ветров по сезонам (роза ветров), положение небесных тел на небосводе - всё, что могло помочь или представляло опасность в морском походе. Остаётся только восхищаться великим стремлением этих безвестных мореходов к познанию Мира, их терпением и настойчивостью, чтобы десятки, сотни лет наносить эту ценнейшую информацию на карты. Эти карты передавались из поколения в поколение, и каждое следующее вносило свои уточнения. Искусство судовождения в наши дни называют "навигация", специалист этой профессии- "навигатор". (Есть версия, предположение, что значение этого морского термина восходит к древнееврейскому словосочетанию: "нави га-тора", от "нави"- пророк, ведающий, вестник, и - "тора" - учение, свод знаний, т.е. в данном контексте "навигатор"- владеющий знанием определения места и курса корабля, чтобы вернуться домой). Через многие времена это слово заимствовали эллины, римляне и т.д.
ЮМОР
Необходимо важно заметить, что всем семитам изначально было присуще чувство юмора (возможно, как одно из "приложений"/"продолжений" к основному инстинкту самосохранения /и продолжения рода/), как помогающее выживать в самых критических, опасных ситуациях. Это чувство, снимая стресс, повышая психологическую устойчивость, снижая уровень страха перед реальной опасностью и неизвестностью, повышает бодрость духа и уверенность в своих силах; помогает выжить, привлечь сторонников, продолжить свой род. /Например, шутка (формула-алгоритм): - "Даже самый опасный Зверь не может напасть на нас всех одновременно, (это даже смешно представить!), а мы на него- можем!". То, что может быть смешно- не так страшно.
Развиваясь, чувство юмора (отличающее человека от животных) развилось до высшей формы: ирония и, особенно, самоирония. Разумеется, это чувство, свойственное лишь человеку, имеют все люди всех народов, хотя и может отличаться разным пониманием смысла "смешно" или "нет" в зависимости от особенностей образа жизни, ментальности народов. Подтверждения наличия этого чувства в древних источниках крайне мало, или же в них содержится ассоциативный и/или скрытый юмор в виде намёка или молчаливого мимического или художественного изображения. Забегая вперёд, в качестве образчика чувства юмора древних жителей Месопотамии можно привести рельефы, обнаруженные археологами при раскопках, изготовленные около 3-го тысячелетия до н.э. (есть датируемые 2800 г. до н.э.) На рельефе изображена жанровая откровенно-эротическая сценка в пивной, с участием мужчины и женщины (в жанре "порно"). Явный намёк на то, что ещё/уже тогда в пивную ходили не только пиво пить. Можно предположить, почему потомки бриттов и пиктов называют свои пивные словом паб, что является сокращением от Public house, буквально "публичный дом", хотя современный смысл этого слова изменился. (В некоторых источниках сообщается, что плакетки с подобными рельефами находили при раскопках в Месопотамии так же и в жилых домах.)
Несомненно, чувство юмора присуще в той или иной степени, форме выражения всем людям и народам, шутят и смеются все, разница в его проявлении зависит от условий жизни, ментальности, особенностей общественной и личной жизни.
Влад-Зеэв СЛЕПАК









